Субконтрактинг – основной инструмент рациональной организации межпроизводственной кооперации и взаимодействия предприятий крупного, среднего и малого бизнеса. Процесс субконтрактинга родился в промышленно развитых странах рыночной экономики в конце 60-х годов ХХ столетия, на завершающей фазе процесса индустриализации.
Промышленные гиганты того времени, ориентированные на выпуск массовых товаров и единолично занимавшиеся разработкой, подготовкой производства и изготовления конечной продукции, несли огромные издержки на содержание непрофильных и вспомогательных производств и больших производственных запасов. В результате этого предприятия не были способны быстро реагировать на изменения рыночного спроса.
С 1998 года в России разработана и внедрена новая концепция развития производственных отношений предприятий крупного, среднего и малого бизнеса.
В основу этих отношений легли следующие принципы:
- создание сети высокоэффективных специализированных предприятий среднего и малого бизнеса, выпускающих продукцию общего назначения, позволяющих снизить издержки производства, сократить сроки выпуска продукции и минимизировать производственные запасы – в мировом сообществе этот принцип получил название «Just in time» (Точно в срок);
- тотальное управление качеством по системе ISO–9001.
В итоге крупные промышленные предприятия оставили на своем производстве только уникальные операции и сборочное производство, а продукцию общего назначения изготавливают по системе кооперированных поставок специализированных предприятий малого и среднего бизнеса.
Эта система получила в дальнейшем название СУБКОНТРАКТИНГ. Результатом применения этой системы стало снижение себестоимости продукции и увеличение объемов ее выпуска, повышение качества конечного продукта.
Доля деталей, изготовленных на субконтрактинговых предприятиях, в готовой продукции крупных промышленных предприятий – 70-75%
Доля деталей собственного изготовления в готовой продукции крупных промышленных предприятий – 25-30%
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СУБКОНТРАНТИНГОВОГО ЦЕНТРА
Развитие промышленного субконтрактинга подразумевает изменение традиционной философии отечественных межкорпоративных отношений у всех участников этого процесса: заказчиков (контракторов, покупателей), субконтракторов, поставщиков, а также общественных институций, связанных с реальным сектором экономики.
Основной целевой функцией субконтрактинга является оптимизация внешних производственных связей промышленных предприятий и инжиниринговых компаний независимо от их размера на отношениях, и это очень важно, партнерства и сотрудничества, что естественным образом приведет к повышению отдачи от каждого из участников процесса производства и, как следствие, к увеличению ВВП.
Естественно, что подобные отношения в условиях рыночной экономики и конкуренции могут складываться только на взаимовыгодных условиях, как в материальном, так и в моральном плане, т.е. с максимально возможным использованием стратегии «победитель-победитель» и готовности к разумным компромиссам.
Основные группы оказываемых услуг в области промышленного субконтрактинга:
Основные направления работ.
— Маркетингово-аналитическое
- Участие в мониторинге промзон, промышленных площадок, промышленных предприятий;
- Участие в разработке концепций управления промзонами и промплощадками (по их превращению в производственно-технологические парки);
- Участие в проектах по реструктуризации и повышению эффективности производств потенциальных предприятий-заказчиков и ФГУПов;
- Анализ существующего производственного потенциала малых и средних предприятий - подрядчиков, а также потенциальных возможностей крупных предприятий по оказанию субконтрактинговых услуг;
- Анализ существующих и стратегических потребностей - подрядчиков в плане их информационного и технологического оснащения и перевооружения.
- Участие в модернизации системы областного заказа и открытого доступа к ней через систему субконтрактинговых центров малых и средних предприятий — подрядчиков.
— Работа с предприятиями-заказчиками
- Участие в формировании программ годовой и текущей межзаводской кооперации;
- Заключение долгосрочных (годовых) договоров на оказание субконтрактинговых услуг;
- Оказание помощи в создании служб кооперированных поставок на предприятиях-заказчиках;
- Адаптация к условиям конкретного предприятия - заказчика типового положения о работе на региональном рынке субконтрактинговых
услуг (взаимодействии с системой субконтрактинговых центров).
— Работа с предприятиями-подрядчиками (субконтракторами)
- Создание в промзонах, на промплощадках и в технопарках системы субконтрактинговых центров.
- Составление и постоянная актуализация информации о предприятиях-подрядчиках;
- Прием и выполнение заявок на загрузку (дозагрузку) существующих производственных мощностей предприятий- подрядчиков;
- Разработка и реализация маркетинговых проектов по продвижению предприятий-подрядчиков на рынке субконтрактинговых услуг;
- Работа с крупными предприятиями по вовлечению их в сеть субконтрактинговых услуг и возможности выполнения на них производственных заказов путем реструктуризации или дозагрузки производственных мощностей.
- Заключение договоров на размещение и сопровождение выполнения на предприятиях-подрядчиках (субконтракторах) производственных заказов.
- Участие в разработке и в реализации инвестиционных проектов по созданию малых и средних производственных предприятий и их информационному и технологическому оснащению (перевооружению).
—Информационная деятельность в области электронного бизнеса
- Создание и ведение региональной субконтрактинговой базы данных.
- Разработка и внедрение технологической платформы межкорпоративного электронного бизнеса и создание на её базе полнофункциональной региональной информационной системы промышленного субконтрактинга ONLINE.SPX.RU.
- Оказание помощи предприятиям-заказчикам по сквозной информатизации деятельности планово-диспетчерских служб и служб кооперированных поставок.
—Промышленный маркетинг
- Исследования и анализ конъюнктуры базового рынка (производства и потребления) в разрезе кластеров / отраслей и регионов
- Определение реальных объемов спроса на промышленную продукцию и услуги, рекомендации по оптимизации объемов предложения и технических характеристик продукции в соответствии с потребностями заказчиков – клиентов;
- Разработка товарно-ценовой политики, рациональной организации сбыта и активного продвижения продукции;
- Агентские / дилерские услуги по дистрибуции и прямые продажи реальным заказчикам;
- Организация решения финансовых проблем оплаты (реализация схем лизинга и интеграции).
|